Статьи

Технология выпуска товаров с борта судна

Цель технологии - оптимизация сроков нахождения контейнеров в морском пункте пропуска, исключения этапов промежуточной выгрузки и временного хранения за счет развития предварительного декларирования.
Предварительный этап (до прибытия судна)
  1. Подача перевозчиком предварительной информации (ПИ) о судне и ввозимых товарах.
  2. Подача декларантом предварительной таможенной декларации (ПТД) и ПИ в объеме ПТД.
  3. Проведение таможенным органом документального контроля по ПТД и принятие предварительных решений о ввозе товаров.
Этап прибытия судна
  1. Подача перевозчиком уведомления о прибытии судна.
  2. Осуществление таможенным органом идентификации товарных партий, заявленных в ПИ и в ПТД по номеру транспортного документа. По найденным товарным партиям проведение синхронизации СУР с этапа декларирования и прибытия (для исключения фактов дублирования форм фактического контроля на различных этапах). Прорабатывается вопрос проведения данных операций на предварительном этапе (до прибытия судна).
  3. После регистрации таможенным органом уведомления о прибытии информация о прибытии судна автоматически направляется декларанту.
  4. Декларант информирует центр электронного декларирования (ЦЭД) о прибытии товара и отсутствии необходимости внесения изменений в ПТД.
  5. Таможенным органом принимаются окончательные решения о ввозе товаров, разрешении на разгрузку судна. Информация о разрешении выгрузки судна направляется в ЦЭД.
  6. Информационная система ЦЭД после проведения проверки осуществляет автоматический выпуск ПТД.
  7. Информация о принятых таможенным органом решениях в отношении судна и ввозимых товаров направляется перевозчику, в отношении товаров по предварительной декларации на товары – декларанту.
Одновременно оператору морского терминала направляются: решения по товарам и судну, разрешение на разгрузку судна, информация о назначенных формах ФТК и уведомление о выпуске товаров по предварительным ДТ.
Этап выгрузки судна
С учетом полученных решений таможенного органа оператором морского терминала осуществляется выгрузка выпущенных товаров на отдельную площадку, железнодорожную платформу или автоприцеп, а выгрузка контейнеров, в отношении которых назначено проведение форм фактического таможенного контроля, на досмотровую площадку.

В настоящее время одним из основных проблемных вопросов развития Технологии выпуска с борта судна является отсутствие полноценного электронного взаимодействия участников процесса (перевозчиков, экспедиторов, декларантов, морских терминалов).
Декларантами отмечена недоработка процесса автоматизации Технологии, при которой требуется получение информации от терминала, перевозчика или таможенного поста о прибытии судна и выдаче таможенным органом разрешения на выгрузку.
В целях оптимизации Технологии предлагается рассмотреть следующие предложения по взаимодействию должностных лиц таможенных постов фактического таможенного контроля (далее – ТПФК) и таможенных постов декларирования (далее – ЦЭД):
1) ЦЭД направляет в ТПФК информацию о зарегистрированных ПТД на товары, в отношении которых не требуется проведение таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветеринарного контроля.
2) ТПФК осуществляют мониторинг таможенных операций прибытия товаров, согласно информации поступившей от ЦЭД, а также оперативное информирование о совершении таможенных операций прибытия следующих участников процесса «выпуска товаров с борта судна»:
- декларанта, в целях подачи в ЦЭД информации о прибытии товара;
- грузового терминала, в целях исключения операций по размещению товаров на временное хранение и минимизации грузовых операций;
- ЦЭД, в целях оперативной проверки предварительной декларации и выпуска товара.
3) ТПФК в оперативном порядке осуществляет таможенные операции по сопоставлению сведений (сверки) при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.

Необходимо обеспечить:
- возможность подачи декларантом ПИ с указанием регистрационного номера предварительной ДТ;
- автоматическую передачу с ЦЭД (до прибытия товаров) информации о назначенных формах ФТК (принятых решениях)на ТПФК, декларанту и ОМТ;
- автоматическое информирование декларанта о завершении оформления прибытия товаров для своевременной подачи уведомления о прибытии по предварительной ДТ;
- автоматическое направление оператору морского терминала информации о выпуске товаров, не размещенных на временное хранение.

Самым, пожалуй, важным аспектом применения данной технологии является информирование ТПФК таможенного поста (ЦЭД) и декларанта о факте прибытия товара на таможенную территорию ЕАЭС. На практике сообщение о прибытии товаров было получено ЦЭД и декларантом после закрытия судового дела, причем не в автоматическом режиме, а после того как должностным лицом ТПФК было сформировано соответствующее уведомление в программного средстве «Учет и контроль товаров на ВХ». Информация о выпуске товаров при подаче ПТД (без ДО) отправляется оператору морского терминала в автоматическом режиме (а также декларанту) при настройке соответствующих «галочек» в «Учет и контроль товаров на ВХ».

Презентация технологии доступна по ссылке.